-
Первоклассник больше не хочет в школу: когда это нормально, когда нет и что вообще делать
07.11.2024 Материнство
-
6 неочевидных фактов о первоклассниках
1. За эйфорией первых недель в школе часто следует откат. Сначала идут активные и яркие 2–4 недели в жизни первоклассника: всё новое, всё хочется узнать, ребенок с удовольствием ходит в школу, с удовольствием тянет руку на уроках. А далее морально-волевые качества, которые были на пике, угасают. Именно в этот момент ребенок может, например, внезапно заболеть. Так срабатывает механизм психологической защиты: нервная система истощается, и организм буквально отправляет человека отдыхать.2. У адаптации есть второй период, он называется «неустойчивое приспособление». Примерно к 5-й неделе в школе ребенок начинает понимать, чего от него хотят, осознаёт, что школа — это не вечный праздник, а просто часть новой жизни, рутина. В это время первоклассник может начать терять интерес к учебе, лениться, капризничать по утрам. Всё это — естественная часть адаптации, не ругайте ребенка за это, наоборот — поддерживайте и принимайте.
3. Жизнь наладится примерно через полгода. Теоретически к концу второй четверти процессы приспособления к новым реалиям должны завершиться. Но бывает, что этот период растягивается на больший срок. И это тоже нормально.
4. Посещение детского сада не гарантирует быстрых успехов в первом классе. Детский сад и правда в некоторой степени готовит ребенка к школе, социализирует. Но если у ребенка не было этого опыта, он не обязательно будет испытывать трудности с адаптацией к первому классу. Главное — быть готовым принимать правила школьной жизни, обладать достаточной гибкостью, устойчивостью. Со всем этим ребенку могут помочь родители, которые в первую очередь не отправят его в школу раньше времени.
5. Адаптация пройдет тяжелее, если ребенок не готов к школе физиологически. Часто родители оценивают готовность ребенка к школе по интеллектуальным признакам («он уже научился считать», «читает сам», «в саду ему будет скучно»), но не учитывают психологическую и физиологическую готовность. Да, ваш ребенок может быть умнее сверстников, но превосходит ли он их по уровню развития моторики, координации движений, выносливости? Если да, то он быстрее справится с нагрузками школьной жизни, чем интеллектуально одаренный, но не готовый психологически и недостаточно физически развитый ровесник.
Оценить готовность ребенка к школе может нейропсихолог. Он же подскажет, что делать, если ребенок уже пошел в школу, но пока для нее не созрел.
6. Адаптация может пойти не по плану. Яркий признак этого — не разовые капризы (например, ребенок не хочет вставать и идти в школу утром, но днем настроение улучшается), а перманентное нервное напряжение, тревожность, которые сохраняются даже в выходные. Ребенок в таком состоянии может расплакаться по пустяковому поводу, например, уронив ложку на пол.
Вот еще ряд «красных флагов», указывающих на то, что адаптация к школе, вероятно, идет не по плану:
расстройство сна;
энурез и энкопрез;
разного рода невротические проявления, которых раньше не было (начал грызть ногти, кусать губы, грызть карандаши и т. д.);
частые жалобы на боль в животе при условии, что раньше не было проблем с ЖКТ;
частые жалобы на тошноту и головную боль;
внезапно появившаяся тревожность и страхи, которых до этого не было;
агрессивное поведение, которого раньше не было;
апатия, нежелание играть в игры, которые раньше любил;
нежелание говорить о школе и о том, как прошел день там;
стойкое нежелание идти в школу.6 советов, как помочь ребенку в кризисе
Если вы заметили у ребенка симптомы, перечисленные в предыдущей главе, стоит обратиться за консультацией к психологу либо к детскому неврологу. Адаптация же в виде временных капризов, проблем с вниманием и мотивацией — это, как уже было сказано выше, вполне нормальное явление и временный кризис. Но и этот период можно облегчить. Вот несколько советов, как это сделать.Адаптация к школе — период повышенной тревожности. Поэтому родителям важно обращать внимание на то, как ребенок с ней справляется: кто-то играет в игрушки (свободная игра), кто-то рисует, кто-то активнее двигается. У ребенка должна быть возможность сбросить напряжение в процессе комфортной для него деятельности.
Пересмотрите нагрузку. Не стоит в первые 3 месяца в школе включать в расписание ребенка новые активности, например кружки и секции. Если есть возможность забирать после школы ребенка домой (а не оставлять на продленку) — обязательно воспользуйтесь ей. В идеале продленку лучше начинать со второй четверти.
На весь период адаптации делайте акцент на поддержке, а не на замечаниях. Любые неудачи стоит рассматривать как опыт и возможность исправить ошибки. Замечания наносят сильный, а порой непоправимый удар по самооценке ребенка, которая и так очень неустойчива в новой среде и новых условиях.
Хорошо работает техника «бутерброд» — «похвала–критика–похвала». В начале похвалить, затем рассказать, что не так, и закончить чем-то хорошим. «Ты так долго и старательно писал эти прописи, но я заметила, что эта буква пишется иначе, давай попробуем это исправить! Я уверена, у тебя получится, ты ведь так здорово выполнил прошлое задание».
Иногда ребенок элементарно нуждается в том, чтобы побыть с родителями. Нам кажется, что школьникам этого нужно меньше, но в действительности важно находить время для того, чтобы просто поговорить по душам.
Адаптация — сложный период и для родителей. Важно работать со своими ожиданиями как к себе, так и к ребенку. И не забывать помогать себе восстанавливаться, чтобы не срываться на крик в конце дня.
Последние комментарии